Это лишь иллюзия из-за фанерности действующих лиц. На`ви вовсе не добродушные и просветленные серафимы, которых люди решили безжалостно истребить вместо того чтобы принять их великую религию вечного света.
Как ни крути но они все же действительно дикари. И не чужды им войны и прочие любимые человечеством развлечения.
Совершенно верно.
Однако я не вижу в фильме никаких попыток навязать образ "добродушных и просветлённых серафимов".
Там даже отведён специальный персонаж для того, чтобы намекнуть, что они не такие уж белые и пушистые.
Это первый воин Цу'тэй, который после гибели вождя становится главой клана. Дикий и необузданный, он весьма неприветливо встречает главного героя. Когда наш солдатик всерьёз рискует жизнью, пытаясь укротить своего первого птеродактиля, Цу'тэй, присутствующий в качестве наблюдателя, смеётся и открыто радуется чужой неуклюжести. Для дикаря это потеха, и он явно предвкушает зрелище кровавой лепёшки на камнях...
Лишь продемонстрировав свою силу и способность справляться с трудностями, главный герой умудряется завоевать некоторое уважение Цу'тэя. Своеобразное такое уважение дикаря. А когда солдат ближе к концу фильма прилетает на гигантской страхолюдине, подобно герою местных легенд — тут уж его рейтинг просто зашкаливает.
И Цу'тэй соглашается следовать за ним, даже цепляет себе ларингофончик для связи, называет братом и т.д. Это очень воодушевляющий момент. Представляя себя на месте главного героя, зрители гордятся - вот, дескать, какие гориллы нас теперь уважают!
Однако бедняге Цу'тэю не зря подарили эпическую смерть в бою. Если бы он выжил, то совершенно непонятно было бы, что с ним дальше делать. Альфа-самец по природе, он неизбежно должен был в будущем, когда всё утихнет, стать проблемой для главного героя. Вряд ли Цу'тэй согласился бы вечно быть на вторых ролях. Поэтому, чтобы не ломать его образ и одновременно не портить зрителям хеппи-энд скептическими размышлениями, сценаристам пришлось его замочить.
Ну а где один Цу'тэй, там сыщется и ещё несколько тысяч.
"Мудрец по капле воды может догадаться о существовании моря".
Разумеется, на'ви дикари - и что с того? Это повод их щемить? Сильный имеет право на всё, а слабый должен подбирать объедки?
На'ви дикари, но люди-то нет! У них за спиной Шекспир и Толстой, тысячи лет культурного развития — а поди ж ты, ведут себя ничуть не лучше голозадых папуасов, атакующих соседнее племя ради скальпов.
Потому что весь шаткий гуманизм, накопленный человечеством за тысячелетия, относится только к людям, причём лишь к "своим" людям. Двойные стандарты рулят. "Своим" прощается всё, "чужим" — ничего. И конфликт человеческой совести с вот этими двойными стандартами, с делением на "своих" и "чужих" — является самым главным конфликтом в фильме. (А вовсе не конфликт пехотинцев с флорой и фауной Пандоры.)
Русские партизаны тоже были далеко не "добродушными и просветлёнными серафимами". Русским людям, как и любым другим, однозначно "не чужды войны и прочие любимые человечеством развлечения". Значит ли это, что нацисты были правы, когда расстреливали советских граждан пачками?.. Это не риторический вопрос, я хочу услышать ответ!
Солдаты нацистской Германии действовали правильно, подчиняясь вышестоящему начальству?.. Они действительно НЕ должны были видеть людей в русских людях, ведь на войне русские были для немцев опасными "чужими"?..
Главный герой вовсе не такой светлый и самоотверженный няшка, каким пытается казаться. Что он делал после того как выпросил у полковника еще один день? Пошел предупредить племя? Нет, он все это вреям трахал синюю подружку. А потом сходу кинулся ломать камеры. И после того как он сам по своей вине все зафейлил, стрелки каким-то образом переводятся на "нетерпеливых вояк".
Дело в том, что он на тот момент ещё не решил для себя, какую сторону принять.
Он разрывался между двумя мирами, находился в промежуточном состоянии, когда толком не ясно, где свои, а где чужие. Он уже был очарован миром на'ви, но ещё не порвал с миром людей и обязательствами перед ним. Это, кстати, самый важный период в фильме, когда критерии "свой-чужой" временно теряют значимость, и герой поднимается над конфликтом двух рас, получая возможность взглянуть на ситуацию сразу с двух противоположных точек зрения.
Но увы, когда пытаешься гнаться за двумя зайцами — ни одного не поймаешь. Что мы и увидели.
Лишь пройдя обряд посвящения и развив отношения с инопланетянкой, герой окончательно склоняется в пользу на'ви — поскольку (если говорить упрощённо) родной край у человека там, где его дом, а дом — там, где близкие. Связи с миром на'ви становятся прочнее, чем с человеческим миром, одна чаша весов перевешивает другую.
Но к этому моменту уже становится слишком поздно. Механизмы конфликта приходят в движение. Что и символизируют собой гигантские рычащие комбайны.
И поведение героя в этот момент вполне правдоподобно. "Спросонья" попав из приятных романтических грёз в середину жуткого противостояния техники с природой, он офигевает и временно теряет способность соображать. Солдат не просчитывает варианты и не думает о последствиях - просто действует. Тактическое мышление сохранилось, а стратегическое - отдыхает в глубоком ауте. Он знает, что может остановить жуткую громыхающую машину, так испугавшую даму его сердца, если выведет из строя видеокамеры - а о дальнейшем пока не думает.
Что он сделал для того чтобы спасти новых друзей после этого фейла? Было бы еще понятно если бы он ворвался к полковнику и топ-менеджеру с пулеметом. Но он тупо кинул аборигено на эти самые пулеметы мясом, выбрал самый кровавый вариант. И после этого он по-твоему совестливый тру-чел?
После того, как он засветился на видеокамере, у него уже не остаётся времени на более осмысленные действия — полковник действует на опережение и хватает его тёпленьким, пока герой лежит в своей камере сна. В какой же момент после этого он должен был ворваться к полковнику и топ-менеджеру с пулемётом, и где бы он взял этот пулемёт?..
Единственная реальная возможность вооружённого междусобойчика — это когда они дружной компанией бежали с базы, вызволенные из заключения девушкой-пилотом. Но, во-первых, переть на полковника и его людей в этот момент было бы чистым самоубийством — они и смыться-то еле сумели, а во-вторых — на тот момент герои ещё не были готовы убивать "своих".
Даже явившись вызволять главных персонажей, уже открыто нарушая закон, девушка-пилот НЕ стреляет в башку охраннику, а лишь временно вырубает его... Ты полагаешь, после этого главный герой, выйдя из камеры, первым делом должен был вежливо попросить бластер, затем прописать контрольный в голову лежащего секьюрити, с усмешкой заявить: "А теперь, друзья, идём на крупную дичь!" - и попереться в командный центр?
Если ты всерьёз так думаешь, то у тебя излишне богатое воображение.
И чего он добился то? Люди все равно вернутся и устроят нюковый экстерминатус. Раз уж настолько ценен этот сверхпроводящий камушек, то в общественном мнении нарисуют образ кровожадных неразумных варваров и отвоюют столь важный для высоких технологий ресурс... Красиво спас всех, ничего не скажешь...
Это уже надвое сказано.
Могут устроить экстерминатус, а могут и не устроить. Их расчёт был на маленькую победоносную войнушку, которая покажет дикарям, где их место. Расчёт не оправдался. И ситуация по-любому вышла за рамки мелкого локального конфликта. Людям стало ясно, что в случае чего на них ополчится вся планета (включая "неразумную" флору и фауну), а не только местное племя голодранцев.
Остаётся лишь циничный тотальный геноцид вкупе с основательным уничтожением экосистемы. А такое событие уже не спрячешь от общественности и никакими пиар-акциями не умаслишь. Одно дело, когда американцы приходят в Ливию, чтобы освободить тамошний народ от гнёта страшного Каддафи, навести мир и порядок, принести страждущим истинные демократические ценности... И совсем другое — если начинают методично уничтожать
всё местное население, а также местных собачек и кошечек, чтобы никто не отвлекал от выкачивания нефти.
Это, прямо скажем, не комильфо.
Люди все же не прилетели сразу с целью всех убить.
На'ви тоже не уничтожили всех людей после победы.
Вместо этого — вежливо попросили убраться. В финальных кадрах фильма население базы бредёт под конвоем к своим космическим кораблям. Даже топ-менеджера не замочили.
Упоминалось что были попытки сотрудничать, поделиться образованием, медициной, знаниями.
...Иными словами, пленить аборигенов горсткой разноцветных стекляшек.
Ведь слишком сильно развиться им по-любому не дали бы. Стандартный колонизаторский набор: алкоголь + одежда "секонд хенд" + небольшое количество блестящих игрушек для вождей.
Но на'ви не купились на это, оказались слишком самодостаточными. Им ничего не нужно было от людей, кроме того, чтобы их оставили в покое.
Не получилось из-за лютого ФГМ синих индейцев, которые жаждут скальпов считают пришельцев нагло не почитающими богов природы демонами. ("посмотрим можно ли излечить твое безумие")
Не ФГМ, а просто чуждое человеку мышление.
Вообрази себя на месте на'ви. Представь, что столкнулся с чем-то таким же чужеродным.
Прилетают на Землю жукоглазые пришельцы. Вроде бы мирные — с ходу уничтожать и захватывать не принимаются, ограничиваются постройкой небольшой базы, пытаются установить с людьми контакт... Но проблема в том, что они слишком отличаются от нас!
Например, в их культуре очень важную роль играют физические страдания — считается, что они способствуют очищению души. И пришельцы от чистой души готовы поделиться с нами передовыми технологиями пыток! Готовы даже дарить страдания бесплатно, в качестве гуманитарной помощи! А люди почему-то отказываются... Удивительно и даже как-то обидно!
Ведь люди в свободное время смотрят фильмы и читают книги. А жукоглазые пришельцы - подвергают себя разнообразным пыткам (каждый уникальный комплекс пыток — как книга или фильм для человека). Всем телом они вбирают в себя симфонию боли, вырабатывают внутреннюю стойкость перед лицом страданий, развивая тем самым свою личность. Это так естественно для них... Они просто не понимают, как можно отказаться от такого важного элемента жизни! Конечно, они не навязываются людям, но остаются в большом недоумении.
Также у пришельцев очень важную роль играют биоимпланты. Каждый ходит, обвешавшись щупальцатыми, сопящими и выделяющими дурнопахнущую слизь симбионтами. (Как наши гики — разнообразными техническими гаджетами.
) Первым делом любой пришелец при встрече предлагает тебе прикрепить к голове некий шипящий гибрид устрицы и ската. Чтобы он пустил корни в твой мозг, изучил его структуру и облегчил процесс общения. Что-то вроде переводчика. И они несказанно удивляются, когда ты отказываешься. "Будет очень больно!" — уверяет соблазнитель. Ты отказываешься ещё активнее. Пришелец в шоке.
И сидят у алиенов на их живом страдающем корабле две особи, и говорит одна другой: "Какой же лютый ФГМ у этих земных людей! Совершенно не хотят знакомиться с нашей культурой, использовать наши достижения!.."
Но вот один из пришельцев вдруг отказывается от благородной идеи принести людям свою культуру, а вместо этого решает попробовать чему-то научиться у них. Принимает облик землянина, забредает в деревенскую церквушку... И так уж получается, что на пути ему встречается на редкость здравомыслящий батюшка - не фанатик, не идиот, не мерзавец, а мудрый и многое повидавший человек. Сначала у батюшки отпадает челюсть, когда он узнаёт,
кто его гость. Но затем священнослужитель берёт себя в руки и говорит:
— Что ж, демон, раз ты готов учиться... Посмотрим, можно ли спасти твою заблудшую душу!..
Собственно, это всё, что я хотел сказать.