|
 |
« : 11.08.2010 20:14:09 » |
|
Часть 1.
Несколько замечаний по сабжу, которые, надеюсь, заинтересуют вас.)
Прежде всего, хочу заметить, что данный текст ни в коей степени не претендует на академичность и ученость, являясь в целом лишь изложением мыслей автора по вопросу производства адекватной и интересной фантастики.
В наш век высоких технологий и стремительного бега технического прогресса писатели фантасты уже скорее не бесполезные фантазеры, призванные скрашивать полетом своей мысли человеческий досуг, а проводники человечества в мир будущего, своеобразные пророки и предвестники грядущих перемен. Теперь, когда вы разомлели от восторга в приступе тщеславия, я вынужден вас разочаровать. Это участь лишь избранных. Часть фантастических произведений вообще была признана лишь спустя много лет после смерти автора в безвестности. Далеко не факт, что ваше произведение вообще кто-то прочтет и проникнется его величием. Скорее всего, это будет узкий круг друзей и пара случайно проходящих мимо людей.
Прежде всего, стоит отметить, что все уже придумано до нас. К настоящему моменту в свет вышло огромное количество фантастических произведений, в книгах, кинофильмах, мультипликации и прочих распространителях информации. Сколько фантастических произведений не увидело света – вообще страшно представить. Поэтому стоит сразу смириться, если вам укажут на то, что где-то ваша гениальная оригинальная идея уже использовалась и не доказывать с пеной у рта, что вы ее не стырили.
Итак, вы окончательно определились с тем, что вы таки будете писать фантастическое произведение. Прекрасно, тогда постройте казарму… тьфу, то есть, я имел в виду, что можно либо основать собственную, оригинальную вселенную и кропотливо взращивать ее годами, подобно Толкиену, либо же воспользоваться одним из тысяч уже готовых сеттингов, разной степени известности. Если вы почему-то подумали, что второе проще, то вы ошибаетесь. В нагрузку к каждой оригинальной вселенной, которую кто-то уже придумал, идет целый ворох законов и ограничений, с которыми вам придется считаться, иначе не видать вам славы и признания у ценителей жанра, как своих ушей. Если же по сеттингу написана пара книг, снят с десяток фильмов и выпущена игра, то это настоящая катастрофа, потому что прежде чем браться за собственную книгу – вам придется перечитать, пересмотреть и переиграть в них всех. Иначе фанаты вселенной заплюют вас, и вы бесславно погибнете как личность под градом насмешек и ругательств. Не потому, что они лютые и беспощадные, а потому, что в своем произведении вы напишете, будто космический линкор мантогоров второго класса способен противостоять десятку истребителей наземного базирования преторийцев, а ведь это вовсе не так! Об этом даже упоминалось в конце четвертого фильма, который вы так и не посмотрели!
Я уже убедил вас в том, что писать фантастическое произведение по уже готовой вселенной бессмысленно и опасно для здоровья? Нет? Тогда знайте, что если вы неожиданно захотите издать свое произведение, на вас подадут в суд, и вы вместо обретения славы сядете в тюрьму. Хотя, скорее всего, до этого не дойдет, потому что издатели не хотят сидеть в соседней с вами камере, и попросту завернут вместе с вашим творением, которое на веки вечные останется безызвестным любительским фанфиком, одним из миллионов.
Для того, чтобы вас не посадили, с изданием книги по определенному сеттингу стоит обращаться к тем людям, которые владеют правами на данную вселенную. Если они живут где-то на Земле, а не в России – это хреново, поскольку для начала вам надо будет перевести свой шедевр на общепризнанный человеческий язык. Но даже это не дает вам гарантии, что его хотя бы прочитают. Если вы думаете, что с российскими правообладателями будет проще – забудьте. Наши компании либо так бедны, что не могут позволить себе издание книги, либо не видят в этом смысла, либо и то и другое. Если, конечно, автором оригинальной вселенной является Вася Вассерман из соседнего подъезда и с ним можно договориться за бутылкой, то все хорошо. Однако, я не думаю, что вам настолько повезет.
Чувствую, теперь вы окончательно убеждены в том, что нужно писать свое фантастическое произведение по оригинальной вселенной. Однако и это не так уж просто! Неожиданно, правда? Главная беда большинства рождающихся оригинальных вселенных в том, что они очень поверхностно проработаны. Нет миллиона мелочей, фактов, пунктиков, благодаря которым сеттинг расцветет и заиграет яркими красками, которые позволяют с головой погрузиться в чтение и поверить в происходящее. Для начала вам придется продумывать множество мелочей, которые, в принципе, даже толком и не нужны для вашего произведения, но, которые придется упомянуть, чтобы у читателей не возникло вопросов, как, что и зачем вообще происходит. В качестве примера можно снова упомянуть того же Толкиена. Мой Бог, сколько у него в книгах ненужной описательной информации! И как же все это интересно и захватывающе из-за нее читать!
Вы впечатлены? Подождите, это еще не главное. Помните, как страницей ранее я упоминал тот факт, что все уже придумано до нас? Так вот, как только вы станете счастливым родителем новой вселенной, и как только она, радостно суча розовыми ножками, начнет обрастать различными деталями, как на нее мгновенно ополчатся все уже существующие вселенные! Фанаты Star Wars будут грозить вам страшными карами за ваши оригинальные шагающие танки, фанаты Star Trek возмутятся похожестью половины ваших оригинальных персонажей на их любимцев и даже фанаты какой-нибудь тоскливой EVE online пронесут по улицам ваше горящее чучело, за якобы содранные с их игры описания крейсеров.
Надеюсь, что вам действительно страшно.
Продолжение следует...
|
|
Часть 2.
Ладно, так как все слабовольные, легковерные и особо впечатлительные отсеялись, то можно продолжать. Прежде всего, вам следует выбрать жанр, в котором вы собираетесь творить. Фантастика сама по себе достаточно обширная и разносторонняя штука, поэтому мерить все ее разновидности одной канвой как минимум недальновидно. Так что, пройдемся немного по основным разновидностям фантастики: - Научная фантастика – по моему мнению, это наиболее сложный жанр фантастики, для мозговитых писателей, у которых голова как чемодан, набитый математическими формулами. Чаще всего в научной фантастике дело происходит в будущем, зачастую очень далеком. Литература этого направления отличается просто неприличным вниманием к техническим деталям. Автор научной фантастики может угробить десять листов убористого текста только на описание устройства небольшого космического корабля. И не вздумайте подвергать сомнению то, что он написал, потому что до этого он три месяца сидел за столом с карандашом, линейкой и калькулятором, и с точностью до нанометра высчитывал правильность того, что написал. Такой человек мог бы самостоятельно построить этот самый космический корабль. Единственное, чего ему для этого не хватает – это протонных сингуляторов и куполов антиматерии. Для большинства людей на этой планете научная фантастика – это лучшее снотворное. В качестве примера лучших творцов этого направления можно привести Станислава Лема или Артура Кларка. - Приключенческая фантастика – это наиболее распространенный подвид фантастики, направленный в отличие от научной фантастики на более широкую аудиторию людей, которые не хотят, чтобы книжка выгрызла им мозги. Им важнее отдохнуть и одновременно хорошо провести время. Главное в приключенческой фантастике – это интересный и захватывающий сюжет в красивых и оригинальных декорациях. Любое описание, в котором больше страницы текста считается ересью и вызывает зевоту. Большая часть сюжетов этого направления так же происходит в будущем, где фантазия писателя может развернуться на полную катушку, не сдерживаемая рамками и нормами реального мира. Всевозможные Star Wars и иже с ними – это стопроцентная приключенческая фантастика. Меньшая часть сюжетов приходится на настоящее время и действие в них происходит на планете Земля. Чтобы было понятно, что это именно фантастическое произведение, а не простой боевичок, авторы активно добавляют в повествование неуязвимых людей, повелителей стихий, НЛО и различные футуристические технологии. Приключенческая фантастика чаще всего становится основой для голливудских фильмов и комиксов, потому что получается красиво и увлекательно. Классические примеры: уже упоминавшиеся саги Star Wars и Star Trek (космическое будущее) или же фильмы «Бетмен», «Телепорт», «Трансформеры» (наше время). Так же нельзя не упомянуть здесь про юмористическую фантастику. Как пример можно привести циклы книг Гарри Гаррисона: «Билл – герой галактики», «Стальная крыса» или «Автостопом по галактике» Адамса. Помимо юмористической фантастики существует еще один приключенческий подвид – это боевая фантастика. Ну, такая, что сплошь состоит из тысяч покоренных миров, миллионов солдат и боевых дроидов, сошедшихся в битве на километровом клочке суши и миллиардов выпущенных ими друг в друга патронов. Наиболее интересная, по моему мнению, литература данного направления принадлежит боевой вселенной Warhammer 40к.
- Альтернативная история – этим направлением фантастики чаще всего увлекаются недовольные прошлым люди, которые считают, что в истории нужно кое-что поправить. Когда очередной такой страдалец дозревает – он садится и пишет о том, как русские войска во время второй мировой войны пересекли на подводных лодках северный полюс и высадились на Аляске, после чего прошли победным маршем по фашистской Северной Америке, вплоть до уничтоженной ядерными ударами Мексики. В целом, уже ни для кого не секрет, что практически вся история нашей планеты, века этак до XVII – это написанная в более позднее время альтернативная фантастика, зачастую имеющая мало общего с тем, что на самом деле творилось на Земле. Если вы не считаете, что в нашем прошлом надо исправить пару моментов – нет особого смысла браться за этот жанр.
- Фэнтези – это подвид фантастики про милашек эльфов, кривых зеленых орков с большими топорами и обязательную магию. Чаще всего действие в фэнтези происходит в прошлом, либо в альтернативных мирах, находящихся в ранней стадии индустриального развития. Помимо магии, отличительными чертами фэнтези является тесное единение с природой, феодальное устройство главных государств и наличие агрессивной флоры и фауны. Зачастую сюжеты фэнтези основаны на легендах и мифах древности (кстати, эти самые легенды и мифы и считаются в наше время первыми фэнтези творениями). Это все оттого, что большинство фанов фэнтези предпочитают вместо того, чтобы посидеть и подумать, скакать по лесу в фиговых листочках с приклеенными к ним эльфийскими ушами. Если вы не страшитесь подобной участи, то можете взять первую попавшуюся русскую народную сказку и замутить на ее базе трилогию на тысячу страниц текста. Кроме уже неоднократно упоминающегося мной Толкиена, считающегося дедушкой всего фэнтези на земле, из известных авторов можно упомянуть Анджея Сапковского, Урсулу ЛеГуинн, Желязны, Сальваторе. Из русских авторов вспоминаются Перумов, Никитин, Бушков и т.д. Впрочем, почти все они рано или поздно слились в унылую штамповку, поэтому бессмысленное и беспощадное славянское фэнтези до сих пор не получило широкого мирового признания. Фэнтези часто бывает юмористическим, так как оно в большинстве случаев носит легкий сказочный характер повествования. Тут нельзя не сказать про Терри Пратчетта и его гениальный цикл книг о Плоском мире.
- Социальная фантастика – это направление фантастики для беспокойных духом. Основной посыл их творений – это попытка запихнуть человеческий социум в новые рамки существования и попробовать придумать, что из этого выйдет. Как наиболее мозговитое направление, оно иногда смешивается смелыми авторами с научной фантастикой. Из зарубежных авторов можно привести в качестве примера книгу «1984» Джорджа Оруэлла, или «451 градус по Фаренгейту» Рэя Бредбери. В первой книге едва ли не впервые появляется понятие «Большой брат», «Большой брат следит за тобой». Недалекое будущее (на момент написания книги, сейчас это уже недалекое прошлое), где за каждым человеком следят и жизнь каждого человека, каждый его шаг продуман хозяевами жизни на много лет вперед. Никакой свободы мысли, слова или поступков. Этакий гипертрофированный тоталитаризм. Книга Бредбери отчасти похожа на предыдущий пример, разве что не так пессимистична. У него так же недалекое будущее, где пожарными называют людей, которые ездят по домам и уничтожают старые книги. Никто уже и не помнит, что пожарные раньше исполняли совсем другие функции. Эта идея была так же задействована в неплохом фильме «Эквилибриум». В общем, если вы стремитесь задавить всех интеллектом – немедленно садитесь и пишите творение в жанре социальной фантастики.
- Таймпанк – это общее понятие для множества подвидов жанра, таких, как стоунпанк, сандалпанк, стимпанк, дизельпанк, киберпанк, нанопанк, биопанк и так далее. Основная идея всех этих поджанров – это моделирование собственной вселенной, отличной в чем-то от нашей с вами. Ключевое слово в названиях всех этих жанров – это «панк», что подразумевает неблагополучие и нестабильную обстановку в социуме вселенной. Приведу пару примеров: Киберпанк, наиболее известный из перечисленных жанров – это мир будущего, жестокий, подвластный крупным корпорациям, насыщенный высокими технологиями и безразличный к людям. Отличительной чертой киберпанка является киберпространство, крутой и прокачанный вариант нынешнего интернета. Стимпанк – мир, находящийся по социальному устройству где-то на уровне второй половины XIX века, однако в котором технический прогресс шагнул далеко вперед. В этой вселенной встречаются как лошади, так и огромные гротескные паровые двигатели, дирижабли и даже примитивные механические роботы. Нанопанк – все то же самое, но с значительным прогрессом нанотехнологий.
- Ужас и х0рр0р – ну, тут все понятно, я думаю. Это один из самых почтенных жанров фантастики, пустивший крепкие корни еще во времена Эдгара По, Герберта Уэллса и Говарда Лавкрафта. Можно в паре слов проследить за прогрессом индустрии страшилок. Первые ужастики были в основном связаны с человеческим подсознанием, либо с таинственным уж0с0м, живущим где-то в глубине, согласно старинным преданиям. Потом пошли вампиры, во главе с Дракулой, оборотни и прочая ненормальная живность. Первым, кто написал про нашествие инопланетян, был, вроде бы, как раз Уэллс, со своей «Войной миров». Ну, и с тех пор понеслось. К середине двадцатого века прилавки уже ломились от книжек про нашествия таинственных зеленых, синих и оранжевых человечков, гигантских насекомых, мыслящих моллюсков и бесплотных сгустков энергии. Из наиболее известных современных писателей, практикующих в жанре ужасов, можно вспомнить Стивена Кинга, Клайва Баркера, Дина Кунца. Стоит признать, что наибольшее распространение ужасы получили в современном кинематографе. Конечно, большая часть того, что там снимают – это жуткая шелуха и дребедень, но иногда бывают и очень качественные фильмы ужасов. Японцы, умеющие весьма качественно попугать благодарного зрителя, по праву гордятся своими сеттингами Silent Hill и Resident Evil, известными как по играм, так и по кино с аниме. В общем, если вас с детства привлекало посещение кладбищ по ночам, интриговали странные отметины на человеческом теле, и вдохновляла полная луна – вам стоит попробовать себя в жанре ужасов.
На этом с жанрами фантастики у меня все. Можете пока определяться..
Продолжение следует…
|