 | Пикачу |
| |
Карма: 500 Известность: 566
|
|
|
 |
« : 10.10.2010 14:07:36 » |
|
 Вряд ли самые ранние истоки каратэ могут быть подтверждены документально, но тем не менее некоторые исследователи считают, что оно прародителем каратэ была индийская система физических упражнений 5 тысяч лет назад. Индийские монахи, отправившиеся в Китай, практиковали ее для поддержания своей физической формы. Так как подобные путешествия в те времена были не безопасны, монахи постепенно приспосабливали свою систему для использования в целях самозащиты. Затем она стала распространяться среди китайцев и каждый новый ученик вносил в нее что-то свое. Есть версия, что искусство самозащиты передали китайцам не просто монахи, а индийский принц, создавший систему самозащиты и превративший свои руки и ноги в смертельное оружие. (Возможно, речь идет о древнеиндийском боевом искусстве Ваджрамушти, о котором я чуть подробнее расскажу в выпуске, посвященном Кунг-Фу). Другим, и пожалуй, основным предшественником каратэ было То-де (То-те) , что в переводе означает “Рука” . Его практиковали окинавские крестьяне. В 1429 году Хаши – Окинавский правитель из династии Шо – издал указ, запрещающий крестьянам носить оружие, а в 1609 году такой же указ издал завоевавший Окинаву правитель Сатсумы. Вот тогда-то и начался настоящий расцвет То-те. Техники стали более жесткими и опасными, крестьяне стали использовать в качестве оружия палки, серпы, цепи и железные пруты (что положило начало Боджутсу, Тонфа, Нунчаку и Сай). Из рассказов тренера: крестьяне использовали каратэ-до для защиты, так как войска вели себя довольно агрессивно по отношению к простому люду, боец справлялся с воинов постоянной армии пробивая деревянный доспех. Опытные бойцы и мастера могли справится с самураем. В начале 1600-х,когда Окинава стала более открытой внешнему миру и началось взаимодействие Окинавской и Китайской культуры стало более интенсивным, окинавцы переняли некоторые китайские техники. Говорят, что правитель Сатсумы сам отправился в Китай, изучил там боевые техники, а вернувшись, обучил им своих соотечественников. (но, очевидно, только своих доверенных лиц). В 1800-х годах сформировалось три основных стиля То-те: Наха-Те – мощный, величественный стиль, подчеркивавший внутреннее дыхание и круговые движения; Шури-те – прямолинейный, быстрый и динамичный стиль; и Томари-Те. (Названия стилей произошли от названий городов, в которых эти стили практиковали). Позднее на основе Шури-Те и Томари-Те, модифицировав их ката, Гитин Фунакоши создал Шотокан каратэ, Чоджун Мияги переименовал Наха-Те в Годзю-Рю, а Кенва Мабуни на основе Наха-Те и Шури-Те создал Шито-Рю (остальные стили возникли из соединения каратэ с японскими боевыми искусствами, такими как джиу-джицу, айки-джицу и пр.) До 1905 года каратэ находилось под запретом и практиковалось в условиях строгой секретности. Даже члены семьи каратэки зачастую не знали о его занятиях. В 1905 году упрощенный и безопасный вариант каратэ стал преподаваться в двух школах в Шури в качестве уроков физкультуры. А в 1922 году каратэ было впервые представлено в Японии на Первой Национальной Атлетической Выставке в Токио. унакоси Гитин (яп. 船越義珍, ふなこし ぎちん, Funakoshi Gichin, 1868—1957) — мастер каратэ из Окинавы, который первым широко познакомил японцев с этим окинавским боевым искусством, начав пропагандировать каратэ в Японии с 1921 года. Является основателем одного из самых распространённых стилей — Сётокан. Считается родоначальником японского каратэ. В начале XX века на Окинаве сложилась очень тяжёлая экономическая ситуация, и жители Окинавы массами переезжали на основные японские острова в поисках работы. Вместе с ними туда попало и карате. Однако японцы на карате не обращали особого внимания до тех пор, пока в 1920-х годах окинавский мастер Мотобу Тёки не победил в публичном бою западного боксёра, а журнал «Кингу» не напечатал об этом красочный репортаж. Однако так как окинавский диалект сильно отличался от классического японского языка, то японцы более охотно шли к тем, кто мог преподавать на классическом японском языке, а это были в основном люди из окинавских школ, которые изучали карате уже по модернизированной программе. Таким образом в Японии карате стало распространяться в основном именно в «физкультурном» варианте; есть немало высказываний окинавских мастеров 1920-40-х годов о том, что в Японии карате сильно искажено по сравнению с традиционным окинавским вариантом. Одним из основных центров карате стали клубы при университетах. Так как студент учится в университете всего несколько лет, то ради привлечения занимающихся программу подготовки в этих клубах сильно изменили по сравнению с окинавской системой обучения: молодёжь не желала изучать по несколько лет основы базовой техники. Этот процесс привёл к движению карате в сторону западного спорта, который окончательно завершился после Второй мировой войны. Карате является одним из видов спорта-кандидатов на включение в программу Олимпийских игр. Одним из препятствий на пути к статусу олимпийского вида спорта является высокий травматизм спортсменов. Кроме того включению в олимпийскую программу мешает наличие огромного количества стилей и федераций карате, не стремящихся к какой-либо спортивной унификации, необходимой для становления олимпийским видом спорта. Существует множество стилей каратэ-до, поведаю вам для начала о самом известном - Киосинкай или Киошинкай (Кёкусинкай) Масутацу Ояма (яп. 大山 倍達 О:яма Масутацу) — один из самых выдающихся мастеров каратэ, обладатель 10 дана, создатель стиля Кёкусинкай.  Масутацу Ояма родился 27-ого июля 1923 года, в деревне Южной Кореи. Его настоящее имя Енг И Чой. Боевыми искусствами Ояма стал заниматься довольно поздно, с 9-ти лет. В 1938 году, в возрасте 15 лет, он уехал в Японию, и поступил в авиационное училище, чтобы стать летчиком, подобно герою его времени, первому летчику-истребителю из Кореи. Выжить в тех нелегких условиях в том возрасте, оказалось труднее чем он думал, тем более что корейцы обучающиеся в летных училищах Японии были на правах чужих. В начале XX века Корея была японской колонией, и права коренного населения ущемлялись. Имя, которое выбрал себе юноша — Масутацу Ояма — переводится как «умножающий свои достижения подобно высокой горе» Когда ему исполнилось 9 лет, он переехал жить к сестре в поместье в Маньчжурии. Здесь у работающего в поместье мастера И учился китайскому кэмпо «18 рук». В 12 лет Ояма вернулся в Корею и продолжил обучение. В 1936 году он получил чёрный пояс по кэмпо. В 1938 году 15-летний Ояма поехал в Японию, чтобы стать военным лётчиком. Масутацу стал одним из первых корейских военных лётчиков. Несмотря на тяжёлые условия жизни, юноша продолжал заниматься единоборствами, посещая школы дзюдо и бокса. В университете Ояма сдружился со студентами, занимающимися по методике знаменитого Фунакоси Гитина. Так Ояма узнал о существовании каратэ стиля Сётокан. Вся сознательная жизнь Оямы прошла в неустанных тренировках и трудах по созданию самой совершенной системы боя без оружия. Начав в раннем детстве с изучения одного из китайских стилей "кулачного искусства", в юношеские годы он познакомился с дзюдо. Позднее учился у ведущих мастеров разных школ каратэ, овладевал айкидзюцу - фундаментом современного айкидо. Огромный талант, воля, упорство и фанатическая преданность избранному пути позволили Ояме за считанные годы выдвинуться в число сильнейших молодых бойцов Японии. Бескомпромиссность мастера хорошо характеризует тот факт, что во время Второй мировой он записался в отряд камикадзе и был готов пожертвовать своей жизнью во имя императора - этот человек всегда был готов идти до конца.
После войны Ояма, пережидая смутное время, поселился в буддийском храме на горе Минобэ. Усиленно тренировался, оттачивая боевое мастерство. Эти занятия не прошли даром - в 1947 г. он становится победителем первого послевоенного чемпионата Японии по каратэ, проходившего в старой императорской столице Киото. Однако этого ему было недостаточно.
В 1948 г. Ояма снова уходит в горы, на вершину Киёсуми. Новое затворничество длилось полтора года. Согласно легендам, неимоверным количеством которых еще при жизни обросла биография мастера, он жил там совершенным отшельником, не общаясь с людьми, питался "подножным кормом", сражался с дикими зверями. В действительности все обстояло не совсем так: Ояма периодически возвращался в "мир" - получал на почте деньги на расходы от спонсора и письма от своего наставника в каратэ Со Нэйтю, закупал провизию... Тем не менее, длительное пребывание в одиночестве, целиком посвященное занятиям каратэ, преобразило личность мастера. Он обрел такую силу, что: стал бояться драться с себе подобными - уж очень не хотелось никого убить!
По возвращении в "мир" в 1949 г. Ояма с целью популяризации каратэ стал организовывать демонстрационные схватки с быками. Всего провел 52 боя с этими животными, причем трех из них убил голыми руками. Необычные "корриды" широко освещали средства массовой информации, а одна японская кинокомпания даже сняла о них документальный фильм. Благодаря этому, имя Оямы стало известно всей Японии, а вскоре и всему миру. Символ канку  Канку происходит из ката Канку — формы созерцания неба. В этой ката руки поднимаются по кругу, как бы очерчивая небо, и так формируется символ. Точки в Канку представляют пальцы и обозначают пределы или пики. Толстые секции представляют запястья и обозначают силу. Центр представляет бесконечность, обозначая глубину. Символ вписан в круг и заключён в нём, что обозначает текучесть и круговое движение. При жизни основателя Кёкусинкай Масутацу Оямы, канку являлось символом Международной Организации кёкусинкай и ассоциировалось с самим стилем Кёкусинкай. Однако с появлением в середине 90-х годов нескольких Федераций, развивающих Кёкусинкай и имеющих свои собственные символы. Как в большинстве воинских искусств Японии в Кёкусинкай различают ученические (кю) и мастерские (даны) степени. В Кёкусинкай десять кю (10-й кю является самым младшим, 1-й — старшим) и 10 (1-й дан — младший, 10-й — старший, которым может обладать только 1 человек). Каждой степени соответствует пояс определённого цвета с одной или несколькими поперечными полосками (либо без таковых), нашитыми на правый конец пояса. Традиционно, данам соответствует чёрный пояс. На чёрный пояс нашиваются жёлтые (золотые) полоски, число которых соответствует дану (с первого по девятый). Десятому дану соответствует красный пояс. Система цветности ученических поясов (кю) значитительно отличается от системы цветности поясов в других боевых искусств и имеет более глубокое значение, чем простой переход от светлого цвета к более тёмному при увеличении степени. Цвета поясов кю объединены в пять групп, имеющих один цвет, причём на пояс, соответствующий более старшему кю, нашивается полоска цвета более старшей группы (исключение — пояс 1-го кю имеет жёлтую полоску). Ниже приводится система цветности ученических поясов с описанием смысла цвета. Без кю — белый цвет — чистота и незнание 10-й кю — оранжевый пояс 9-й кю — оранжевый пояс с голубой полоской 8-й кю — голубой пояс 7-й кю — голубой пояс с жёлтой полоской 6-й кю — жёлтый пояс 5-й кю — жёлтый пояс с зелёной полоской 4-й кю — зелёный пояс 3-й кю — зелёный пояс с коричневой полоской 2-й кю — коричневый пояс 1-й кю — коричневый пояс с жёлтой (золотой) полоской. Высшие пояса. Дан 1 дан 2 дан 3 дан Белый пояс - уровень чистоты и потенциала.
Как черный, так и белый цвет, редко, если вообще когда-либо, встречаются в чистой форме в природе, поэтому оба явления часто рассматриваются как не-цвета. Белый отражает все цветовые волны и не поглощает никаких, потому что он уже содержит весь цвет светового спектра. Таким образом, белый пояс символизирует потенциал нового студента в достижении других степеней. Вы имеете это в себе, а тренировка выведет это наружу. Все, о чем вы мечтаете, все, на что вы надеетесь, уже спрятано внутри. Это драгоценный камень, покрытый слоем грязи, которую нужно только отколоть резцом решимости и веры.
Нан-ин, японский учитель, ары Мвйя (1868-1912), принял у себя профессора из университета, который пришел расспросить вао о Дзвн. Нан-ин подал чай. Он налил своему гостю полную чашку, а затем продолжал лить сверху. Профессор наблюдал, как переливался чай, пока не смог больше сдерживать себя. "Она полная. Больше не поместится!"
"Как эта чашка, сказал Нан-ин, вы полны собственных мнений и наблюдений. Как могу я вам показать Дзен, пока вы перед этим не опорожните свою чашку?"7
Белый - это символ чистоты. Новый студент на уровне белого пояса, говорят, чист, потому что ничего не знает о требованиях искусства и совершенно не имеет в нем опыта. Сердце студента белого пояса полно надежды. Из этой надежды исходит росток первого энтузиазма тренироваться и учиться. Это - первое опорожнение чашки. Слушайте инструктора, и учитесь действовать в соответствии с его указаниями.
С первой тренировки, навсегда уходит безусловность белого пояса, поэтому дороги назад нет. Пояс впитывает пот и частицы пыли, и теряет первоначальный чистый цвет, и начинается путь вперед через весь спектр цветов. Ставьте себе цели в тренировке, и идите к ним без устали.
Наряду с черным поясом, белый пояс - самый важный в жизни каратэка. Все новые техники, все правила и требования додже, все новые требования ума, могут похоронить самые важные моменты этого уровня - при самоотречении вы можете навсегда изменить свою жизнь, расстояние которое вы сможете пройти, зависит только и только от вас. Будучи студентом белого пояса, не нужно торопиться. Сконцентрируйтесь на изучении основных указаний этикета в додже, и развивайте в себе привычку регулярно посещать тренировки. Постоянно работайте над собой. Никто вас не осудит, если вы не можете выполнить какую-то определенную технику, но если вы покажете, что хотите сделать то, что необходимо для обучения, каждый будет рад помочь вам. Негласное правило додже гласит, что человек познается по его желанию сделать усилие. Нет стыда в том, что у вас только белый пояс. Носите его с гордостью. Даже инструктор начинал когда-то с белого пояса. Главное, старайтесь изо всех сил. Это все, что от вас требуется.
"Человек способен на поистине безграничную деградацию, он также способен на поистине безграничное совершенство и достижение. Успех зависит от цепей и от усердия на пути к их достижению." Мас Ояма
Оранжевый пояс (десятый и девятый кю) - уровень стабильности.
Оранжевый пояс соответствует массе, или качеству препятствия. Это цвет Mooladhara - мооладхара чакра, копчикового спинного центра, элементом которого является земля, самый большой из всех элементов. Через несколько месяцев серьезных занятий, пояс нового студента становится грязным, и поэтому становится слегка более темного цвета. На этот момент, он готовится сдать экзамен на оранжевый пояс.
Для студента, который стремится к оранжевому поясу, элемент земли означает, что тренировка на этом уровне должна быть сконцентрирована на стабильности. По мере приближения к экзамену на оранжевый пояс, главная забота должна быть направлена на понимание физической основы. Это понимание приходит через практику концентрации в стойках стабильности - зенкутсу дачи, санчин дачи и киба дачи - и через контроль тела, направленный на правильность выполнения движений через пол в этих стойках. Сосай Ояма часто напоминал своим студентам tachi san-nen или "три года для стойки”. Каратэка начинает свой серьезный путь, участь правильно чувствовать стойку. С улучшенной стабильностью приходит элементарное понимание динамического баланса. Фундаментальный контроль баланса в каратэ приходит, когда вы учитесь чувствовать свой вес с центром в себе. Это помогает сделать стойку правильной, как объясняет Мае Ояма, является центром нашего боевого искусства. Правильная стойка позволяет вам четко видеть вашего противника и полностью сосредоточиться на его намерениях, как и на ваших. Через такую тренировку развивается основа, но, практикуя чувствительность ступней и ног, человек чувствует, когда стойка выполнена правильно. Сила и прогресс строятся на твердой основе.
Для равномерного движения, студент, готовящийся к экзамену на оранжевый пояс, должен тщательно изучать этикет и процедуры додже, на которых основаны тренировка и жизнь каратэка.
Белый пояс, готовящийся к экзамену на оранжевый пояс, осознает каратэ в большом объеме, и его каратэ отображает это. Происходит осознание твердой мышечной ткани и кости тела, тренировка концентрируется на этих моментах.
Только таким образом можно заложить основу для сильной и прямой тропы. Среди всего прочего, прочная основа имеет жизненно-важное значение, если человек хочет достичь огромных высот. Миямото Мусаши сравнивает образ жизни в боевом искусстве с жизнью плотника, который должен иметь хорошие инструменты, и всегда великолепно подточенные, если он хочет сделать тонкую работу.
Ко времени экзамена на оранжевый пояс, уже устанавливаются основные привычки хорошего физического состояния Человек принимает новый стиль жизни - амбиции, благодарность, настойчивость и жизненные силы. Человек должен поставить перед собой обязательство посещать занятия, превозмочь несущее поражение упрямство, которое заставляет сопротивляться желанию улучшить себя, которое не дает прийти в додже по самым мелким, ничтожным причинам. Оранжевый пояс должен постараться быть энтузиастом в тренировке, и оберегать мечты о великом будущем.
Голубой пояс ( 8 и 7 кю ) - уровень изменчивости, способности к приспособлению
После периода укрепления знаний уровня понимания, присущих оранжевому поясу, боец готовится к экзамену на 8 кю, или на голубой пояс. В Японии этот уровень известен под названием "степень цвета воды", или светло голубой пояс. Этот цвет - символ элемента Воды, который расположен в Схвадхистана Чакре, крестцовом спинном центре. Хотя цвет этого центра - оранжевый (и т.о. в некоторых Других системах боевых искусств этому уровню соответствует оранжевый пояс), голубой пояс напоминает каратэка об изменчивости элемента Воды. Тренировка каратэка на голубой пояс развивает, в соответствии с определенным стимулирующими воздействиями, основную способность адаптироваться и гибко реагировать, так же как вода адаптируется к форме сосуда, ее содержащего. Эта способность к приспособлению возрастает через кумитэ, сначала - якусоку кумитэ - заранее подготовленный трех и одно шаговый спарринг, а затем дзю кумитэ, или свободный стиль.
"Получите удар как текущая вода, атакуйте решительно с настроем - один удар - верная смерть."- Чанг Сана-Фана.
Начинает укрепляться независимость, и Будущий голубой пояс начинает задумываться над тем, как адаптировать каратэ, чтобы это лучше всего соответствовало его физическим силам и слабостям. Голубой пояс концентрируется на мастерстве рук, особенно на чувстве верного захвата, таком важном, но очень часто выпускаемом из виду. Сочетая это с правильной позицией, он затем попытается развить чувство правильного удара в каратэ.
Такая тренировка разовьет сильное тело, особенно туловище и руки. Для лучшего развития он может заниматься любыми видами общеобразовательных упражнений для верхней части туловища, по желанию, но особое внимание уделяется отжиманиям на кулаках и кончиках пальцев. В то же время, элемент Земли (оранжевый пояс) не игнорируется Все больше стоек, понятий движения и образцов работы ногами вводится для поддержки растущих знаний.
Одним из сильных моментов голубого пояса должна быть гибкость (физическая и умственная), поэтому он усердно работает над тем, чтобы установить привычки улучшения гибкости через растяжку. Он также учится приспосабливаться, превозмогая слабость, заставляющую постоянно принимать негнущийся умственный подход ко всему и всякому. Эта гибкость позволяет двигаться вперед к требованиям степени следующего уровня. Она объединяется с физической подготовкой и знаниями оранжевого пояса, и развивается в координацию, обучая контролировать баланс и технику в любое время. Это, в свою очередь, позволяет вам видеть все оружие вашего арсенала не как раздельные единицы, но как несколько аспектов единого целого.
Свыше всего, голубой пояс учится превозмогать ворчливо-надоедливые желания "не усердствовать чрезмерно" и перестать тренироваться, не лишаться мужества.
Это очень важно. Эти сухие периоды, как о них говорят, когда энтузиазм иногда снижается до уровня отчаяния, могут появиться у каратэка в любое время его жизни. Они - неотъемлемая часть тренировки и никто не застрахован от их действия. Важно уметь распознать их и превозмочь.
"Такова жизнь - семь раз вниз, восемь раз вверх!"- Японская поговорка.
Тренировка на голубой пояс - энергична. Студент начинает действительно чувствовать положительное влияние каратэ на здоровье, благодаря улучшению циркуляции крови и тонусу мышц, улучшенному состоянию сердечно сосудистой системы, снижению жировых отложений, увеличенной общей силе тела, и общему ощущению хорошего самочувствия. Студент становится более уверенным в своих отношениях к каратэ-до. Он стремится превозмочь негативные свойства элемента Воды: невежество (он должен дальше изучать историю каратэ, терминологию, этикет и т.п.) и гордость, зная свою ограниченность - понять, что еще очень многому нужно научиться. Голубой пояс - это стадия объединения данных оранжевого пояса и изучение, и принятие требований желтого пояса.
"Вода в процессе своей деятельности практически не терпит изменений. Тихое ли это, успокаивающее журчание ручейка, или сила огромного водопада, или свирепость волны прилива, элемент везде один и тот же - вода. В жизни точно также, каратэка должен учиться приспосабливаться, производя все действия с одним и тем же спокойным духом. При спокойствии и во время отдыха, или среди бушующей битвы, дух и ум истинного каратэка остается непоколебимым."- Хеишин, "спокойный дух", из каллиграфии Сейсетцу Сейчо Seicho .
Это состояние известно под названием хейошин heljoshin, неизменное и не подверженное влиянию состояния ума. Будучи каратэка, мы должны стремиться всегда к такому состоянию, потому что только те, кто во все времена способен сохранить не поддающиеся влиянию присутствие духа, может пойти по Пути боевого искусства. Потеря контроля ведет к необузданной злости и страху. Это означает, что борьба становится физической деятельностью. Борьба - это деятельность ума. Не показывайте эмоции. Потеря умственного равновесия означает потерю умственной грани. Самый опасный человек - тот, кто не показывает эмоций, глядя в лицо угрозе. Это и есть хейошин.
Желтый пояс ( 6 и 5 кю ) - Уровень утверждения
Примерно через 6 месяцев серьезных тренировок, голубой пояс сдает экзамен на 6-й кю, или желтый пояс. Желтый пояс соответствует Манипура Чакре, третьему позвоночному центру, элементом которого является Огонь. Этот центр связан полярностью с сейка танден, единой точкой в нижней части живота, к которой очень часто обращаются в японской философии и традициях боевых искусств. Это - хранилище творческой психической энергии и физический центр баланса, расположенный в области сразу под пупком. Эта общая область нижней части живота также известна как хара. У студентов, тренирующихся на желтый пояс, концентрация имеет свой центр хара, поэтому они должны стараться понять принципы производства энергии через бедра и талию, для продвижения к этому уровню. На тренировке он узнает, что сила удара кулаком и ногой идет не из ноги или руки. Движение наносящего удар орудия имеет второстепенное значение; первостепенно важное производство энергии происходит в теле, в частности в хара.
Сосай Ояма постоянно подчеркивает на тренировках что нужно сфокусировать концентрацию на хара. Если не концентрироваться на хара во время тренировки, появляется чувство подъема и падения, кажется, что тело производит энергию только от плеча. Напрягите пальцы ног, опустите свой вес и почувствуйте себя прикованным к земле невидимыми струнами, которые тянут вас от пояса книзу. Сконцентрируйтесь на хара и почувствуйте энергию, текущую из этого центра. Ваши способности возрастут в значительной мере. Производство энергии хара, в противоположность энергии из рук и плеча, можно сравнить с выстрелом из заряженного ружья. Вы берете пулю в руку и бросаете ее как можно сильнее, но вам все равно не удастся произвести такую же силу удара, как при выстреле из ружья. Таким образом, разрушительная сила пули присуща не самой пуле; она более зависит от пороха и калибра ружья. Тоже можно сказать и о силе удара; он практически не зависит от руки, а от энергии, которая вырабатывается в теле. Конечно, сила в руке, особенно захват, имеет большое значение, давая возможность выразить эту энергию. Мягкая губковая пуля, выпущенная из ружья, не может оправдать силу выстрела из ружья. Слабая рука не сможет поддержать энергию, правильно выработанную из хара.
Готовясь к желтому поясу, студент, таким образом, начинает особенно хорошо понимать роль, которую "единая точка" играет в его характере, и он напоминает себе об этом на каждой тренировке, завязывая узел пояса Пояс завязывается узлом непосредственно на хара, символически связывая в этой точке тело и ум, готовясь к тренировке. По этой причине, к завязыванию пояса нужно относиться как к ритуалу, при этом мысленно фокусируя концентрацию на узел и центр энергии, на котором узел находится Если во время тренировки вы отвлекаетесь, просто нажмите на узел пояса, почувствуйте некоторое давление на хара, и сознательно верните концентрацию туда, где она должна быть.
Сеппуку. Ритуал самоубийства в феодальной Японии был честью для класса воинов. Существенно, что свппуку, или как его еще называют хара-кири, выполняется вскрытием живота, при атом разрезается центр физического и духовного объединения, и таким образом душа освобождается от телесной оболочки.
До желтого пояса студент концентрировался на чисто физическом мастерстве - баланс, устойчивость, координация глаз/рук, и общая техническая способность. Желтый пояс требует от студентов серьезного обдумывания не только физической подготовки, динамического баланса и координации, но также заставляет задуматься и о психологических аспектах тренировки - восприятии, осознании, утверждении и других проявлениях силы воли.
На первом уровне медитации каратэ, концентрация сфокусирована Манипура Чакре. Это объединяет тело и дух Элемент Огня оживляет нас и заставляет нас осознать физическую силу воли в каратэ. С желтым поясом студент применяет свой интеллект и сознательность при координации базовых физических понятий каратэ с его собственным потенциалом ума. Он становится более уверенным в своих растущих способностях и более решительным в своих действиях Он совершенствует свое знание каратэ и учится выполнять все движения часто и правильно. Это жизненно важно, потому что, если не обращать внимание на техническую точность, прогресс студента на более высоких степенях становятся исключительно тяжелым. Тот, кто не уделил время закреплению базовых принципов позиции, баланса и координации на этом уровне, часто будет сталкиваться с серьезными проблемами на высоких степенях коричневого и черного поясов, исключительно из-за фундаментальных недостатков, которые легко можно было бы "задушить в зародыше" на этом раннем этапе Ответственность за это лежит столько же на инструкторе, сколь и на студенте, может даже и больше. Попытка координировать тело и ум для технического совершенства, впервые выполняется через тренировку, нацеленную на увеличение скорости техник без потери формы. Понимание, как применить силу через технику, - это двойной прогресс. Первый шаг -тренировка правильной базовой техники и ее внедрение в физическую и умственную системы Поняв это, желтый пояс двигается дальше ко второму этапу, объединяя правильную технику со скоростью. Тренировка на тяжелых мешках, макиваре, или энергичное кумитэ (спарринг) - необходимы, главным образом, для подготовки тела, чтобы оно смогло дать и принять огромный шок, образовавшийся через усовершенствованную технику, объединенную со скоростью, чтобы научить тело, что это значит - применять такую силу, и в каких пределах тело может справиться с ней. Мозолистые кулаки или сильный захват не оправдывают цели, если боец не овладел координацией правильной техники и скорости. Мелочные ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НЕДОСТАТКИ. ТАКИЕ КАК МСТИТЕЛЬНОСТЬ, ПЕСИМИЗМ. ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ И НЕИСКРЕННОСТЬ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВСТРЕЧЕНЫ С ПОЛНОЙ СЕРЬЕЗНОСТЬЮ, И ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРИЛОЖЕНЫ ВСЕ УСИЛИЯ, ЧТОБЫ КОНТРОЛИРОВАТЬ ИХ. Рассматривая, какую важную роль в каратэ играет ум, желтый пояс не забывает о том, что тело должно быть сильным, в хорошем состоянии. Наоборот, его тренировки вдохновлены огнем энтузиазма, потому что он понимает, что именно через физическую тренировку развивается ум. Как утверждает Сосай Ояма:" Подвергать себя энергичным тренировкам нужно более ради того, чтобы выковать в себе твердый дух, который сможет победить собственные эгоистические интересы, чем ради развития сильного тела." Так как элементом желтого пояса является Огонь, мы начинаем осознавать чувства тела в движении и динамическую природу жестокой агрессии, как полезный, энергетический инструмент Эта агрессивная энергичность становится центром отношений к каратэ у желтого пояса, и он узнает, что страхи преодолеваются, если противостоять им с уверенностью в себе. Желтый пояс должен понять, что именно ум владеет телом. Сосай Ояма говорил об искусстве контроля плоти умом. Он сам был свидетелем того, как священник Дэен всунул руку в котелок с кипящей водой, не нанеся себе никакого вреда. Священник напомнил молодому Ояме: "Ты можешь сделать все, если только будешь действовать с уверенностью в себе".
"Сущностью каратэ является тренировка ума через тело. Вот почему каратэ, способное придать такую силу, не должно быть использовано неправильно или искаженно. Искусство Каратэ стремится к чему-то болев глубокому, чем просто культ физической силы."- Мас Ояма.
Желтый пояс - это последний уровень в ряду уровней для начинающих. Здесь каратэка начинает чувствовать, что может непосредственно контролировать свою жизнь и свое окружени
ЦВЕТА ВЫСОКИХ УРОВНЕЙ:
Зеленый пояс (4-й и 3-й кю) - уровень эмоций/чувствительности.
После периода закрепления и обучения, желтый пояс готовится к экзамену на 4 кю. Этот уровень символизируется зеленым поясом. Зеленый цвет можно получить смешав желтый (элемент - огонь) и голубой (элемент - пустота). Уровень зеленого пояса - это точка отсчета, это первый уровень старших поясов, соответствующий Анахата Чакре который расположен возле сердца, и элементом которого является воздух. До настоящего момента, каратэка был довольно ограничен в опыте и выражении. Теперь при концентрации у сердца каратэка в большей степени осознает свой уникальный ум и важность доброжелательности и сострадания.
Будущий зеленый пояс учится принимать других такими, какие они есть, понимая что глазами нельзя увидеть всего что есть в основе всех вещей. Вы никогда не узнаете всю историю. Он, таким образом, становится более внимательным к другим, и когда он это делает, его личность становится более сбалансированной. Зеленый пояс понимает что сила без мудрости и сострадания становится разрушительной, опасной и жестокой. Сосай говорил: "Сила без справедливости - это насилие, справедливость без силы - беспомощность."
Студент на этом уровне узнает истинный смысл того, что значит любить других. Человек каратэ не должен быть безразличным к судьбе и положению других людей.
"Учтивость должна проявляться во всех наших действиях и словах, и во всех аспектах нашей ежедневной жизни. Но под учтивостью, я не имею ввиду жестокую холодную формальность. В самом истинном смысле, учтивость - зто самоотверженная забота о благосостоянии, физическом и умственном покое другого человека."- Мас Ояма.
История каратэ, философия и потенциал, который они содержат, серьезно изучаются теми кто стремится достичь уровня зеленого пояса.
Идет обновленный поиск основ человеческой физиологии, включая жизненно важные нервные центры тела В додже зеленый пояс концентрируется особенно на правильных методах дыхания и на совершенстве стиля и техники закрепляя требования оранжевого, голубого и желтого поясов. Необходимо достигнуть превосходного выполнения всех основных техник, основных движений, требуемых ката, прежде чем даже думать о сдаче экзамена на зеленый пояс. Будущий зеленый пояс учится комбинировать свою технику, скорость и силу которые развиваются в ходе усердных тренировок, но работает и над силовым аспектом каратэ. Киокушин - это силовое каратэ. Зеленый пояс должен уметь демонстрировать свою силу.
Более тонкие области этого уровня - восприимчивость и чувство времени - также глубоко изучаются. Нужно учиться чувствовать намерения и баланс оппонента, и так рассчитывать во времени и использовать техники, чтобы произвести максимальный эффект.
Студент рассматривает продвинутые технические понятия и методы и находит то, что ему больше нравится и начинает применять это в своем собственном каратэ. Техника выполняется естественно, без обдумывания, у зеленого пояса появляются проблески умственного состояния, известного под названием эаншин, когда тело действует идеально без сознательных усилий.
Тренировки становятся более серьезными, чем когда-либо. Зеленый пояс стремится развить зрелое и бесстрашное отношение в спарринге, овладевая вводящим в заблуждение спокойствием и непритязательным походом к самозащите и ежедневной жизни. Это первый шаг в познании позитивного обмана или искусства скрывать эмоции и способности там, где это нужно сделать. Такая способность - это важное оружие в арсенале каждого воина, в каратэ и в жизни вообще. Не всегда полезно проявлять свои личные мнения, способности соотношения. Чаще, терпение -значительно более полезно.
Зеленый пояс - это уровень зрелости, мудрости и любви. Этого легче всего добиться, если отбросить желание праздно наблюдать за жизнью и слишком много философствовать, и из-за этого не видеть простой правды, которая лежит в самом сердце этого. Через объединение физической и умственной силы, развитых через их тренировку, с состоянием и пониманием, мировоззрения зеленого пояса становится сбалансированным и гармоничным. Исключительно важно для зеленого пояса уметь обуздывать отношения, которые не к лицу зрелому каратэка. Боевой путь - это борьба в сердце. Все начинается с самоконтроля.
Рассмотрение зеленого пояса указывает на то, что этот уровень, является первым из старших степеней (первый, касающийся природы 5-го спинного центра, все охватывающей Пустоты), должен сделать серьезную оценку роли, которую и в каратэ и в жизни вообще играет разум.
"Для меня, спокойная погруженность мысли, которую монах Дзэн находит в сидячей медитации, замещена абсолютной погруженностью, которую я испытываю в изнурительной тренировке каратэ. Покрытый потом, полностью поглощенный тем, что я делаю, на тренировках я преодолеваю и жизнь и смерть." Мас Ояма.
Нелегко успокоить ум. Необходимо бесконечное терпение и усилие, прилагаемое без устали, перед тем как человек сможет сделать это по собственной воле. Целью этого является установка баланса между физической и умственной гранями. "Одевание" мантии ответственности этой первой старшей степени необходимо и обозначает "снятие" незрелости. Пока это не произойдет, прогресс будет серьезно задерживаться.
Коричневый пояс (2-й и 1-й кю) - Практический/Творческий уровень
Коричневый пояс - это очень важный уровень, и к тренировкам на этот пояс нужно подходить серьезно, ответственно и зрело. К этому времени, студент должен быть очень сильным и очень спокойным при выполнении техники, при этом продолжая стремиться достичь еще более высоких уровней мастерства. В спарринге необходимо высоко развивать умение контролировать молодого противника благодаря чувству времени, расстояния и через восприимчивость. Готовясь к уровню черного пояса, коричневый пояс начинает принимать на себя много обязанностей в додже. Студент с коричневым поясом авторитетно инструктирует класс, исходя из личного опыта, а также из традиций обучения в додже. Он может ясно и точно выразить различные физические и психологические понятия, духовный потенциал каратэ-до в додже. Здесь виден ясный шаг вперед в мыслительных процессах, и даже студенты, которые ранее казались посредственными, сейчас становятся другими, достигнув этого уровня.
Творчество - становится наиболее продуктивным, выражаясь в том, что коричневый пояс легко развивает свои собственные технические варианты, опираясь на психофизические основы каратэ. Находясь в поиске, он обнаруживает, что создание собственного ката и эксперименты с движениями стандартного ката - являются двумя важными гранями тренировок. В процессе этого исследования, коричневый пояс находит один или два традиционных ката, которые изучает с особым вниманием, и они становятся его собственными. Он, возможно, проведет много лет, оттачивая эти ката, понимая, какую огромную пользу он получает от такой тренировки.
Младшие студенты должны чувствовать, что могут доверять коричневому поясу, а он должен уважать такое доверие и быть честным, целостным и преданным. К этому уровню студент уже должен научиться контролировать негативные умственные черты, которые стремятся проникнуть в личность, если человек не стоит на страже - это злоба, жалость к себе, ревность (негативные черты уровня красного пояса); гордость, упадок духа, невежество (негативные черты уровня голубого пояса); преувеличение, мстительность, неискренность (негативные черты уровня желтого пояса); скупость, обман, предательство, предубеждение (негативные черты зеленого пояса). Вы должны постоянно делать шаг назад и смотреть на себя, просто чтобы убедиться, что вы контролируете свою личность и содержание ума, а не наоборот.
Важно проводить объективное сравнение с другими школами, другими додже и другими студентами в вашей школе. Но не теряйте из виду цель такого сравнения. Знайте собственные силы, понимая слабости других. Одним из самых прагматичных способов проведения объективного сравнения с другими ради совершенствования собственной техники, является участие в турнирах. Там студент может увидеть, были ли его тренировки эффективными.
Коричневый пояс открывает ум для всех возможностей и учится уважать силу воли во всех людях, и целостность и честь во всех праведных начинаниях. Коричневый пояс знает возможности своего оружия и уважает потенциал всех врагов, физический и умственный. Коричневый пояс понимает, что он отражает додже, выбранный путь и инструктора в своих словах, отношениях и поступках. Поэтому коричневый пояс уважает ответственность, которую несет, соответственно обдумывая каждое слово, мысль или поступок. Здесь, более чем где-либо, он осознает важность и силу отношений между студентом и учителем, перерастая в хороший черный пояс. Целостность Киокушин каратэ удерживается только через качество людей, которых оно принимает как юданша.
Коричневый цвет - это интенсивная смесь трех первоначальных цветов - две пятых красного пояса, или физического, две пятых желтого, или интеллектуального, и одна пятая голубого, или духовного. Коричневый пояс должен ближе подойти к прекрасному балансу тела, ума и души. Это, однако, большой шаг, и когда вы находитесь здесь, между четвертым и пятым центрами развития, вы можете с такой же легкостью пойти назад, как и вперед.
Слишком часто каратэка становится самодовольным на уровне черного пояса, удовлетворенным, что находится на вершине младших степеней. Такой человек не готов принять вызов юданша, возможно понимая каким-то образом, что изменения в его позиции будут означать, что он никогда больше не будет таким, как раньше. Оправданий бывает много, но настоящих веских причин - исключительно мало.
"Изучения боевого искусства - это как подъем на скалу (подъем по бегущей вниз дорожке, остановился и тебя снесло" - А.Гончаренко)
Это личный выбор. Движение вперед становится постоянным, если энергия применяется в правильном направлении. Удвойте охрану!
СФЕРЫ ЮДАНША
ЧЕРНЫЙ ПОЯС
Шаг от коричневого пояса к черному - самый важный в жизни каратэка. До и включая коричневый пояс, различные требования цветных поясов все еще затрагивают студента. Черный пояс - это общая цель многих каратэка. Все же его требования очень высоки, и многие, кто стремился к нему, на каком-то этапе смиренно удовлетворяются более низким уровнем мастерства и понимания, не желая встретиться лицом с огромным требованием к юданша.
Начиная с первого дана и далее, эти требования должны стать второй природой. Практика в технике теперь должна быть направлена на хорошую настройку. Поиск в техниках и отношениях мастеров прошлого и настоящего помогает младшим черным поясам совершенствовать себя.
Все же, достижение 1-го дана - это новое начало, а не конец пути, поэтому здесь нет места для удовлетворения гордости и эгоизма. Как глупо думать, что ты достиг всего.
Если юданша продолжает без устали тренироваться, даже в более поздние годы жизни, то, как белый пояс постепенно становится черным, так и его черный пояс медленно стирается, становится протертым по краям, и превращается вновь в белый. Таким образом, круг неизбежно замыкается, и мастер вновь становится студентом. Весь этот процесс может затем быть повторен, но в сферах, которые лежат за пределами простой техники, за пределами игры ума, за пределами понимания среднего человека. Такова область юданша.
"В боевых искусствах самоанализ порождает мудрость. Всегда относитесь к наблюдению за своими действиями, как к возможности совершенствоваться" - Мас Ояма.
Искусство честного самоанализа - это новое орудие начинающего черного пояса. Он обращает внимание на тенденции в своих мыслях. Анализируйте свой ум, чтобы увидеть, думаете ли вы как черный пояс. Особенно следите за тем, какие мысли чаще всего приходят вам на ум. Если они не совместимы с сознательностью черного пояса, тогда приложите усилия к их изменению. Каждую ночь проанализируйте в уме, как вы провели этот день. Реагировали ли вы, думали и разговаривали как зрелый каратэка? Если нет, то почему? Каждый день полон тестов, чтобы проверить себя, насколько зрелый ты на самом деле. Ты можешь обмануть Других, но со скальпелем честного самоанализа ты никогда не сможешь обмануть себя. Берись за свои негативные черты по одной, и работай над ними. В течение всего дня носи в уме образ кого-то, кого ты уважаешь и кем восхищаешься. Храни этот образ в своем сердце. Это может быть кто угодно - Христос для христианина, Будда для буддиста Это может быть великий воин прошлого, индийский Аруна или японский Мусаши, или наш Сосай Мас Ояма. Это может быть кто-то, кого вы знаете лично и глубоко уважаете. Когда вам приходиться принимать решение, спросите себя, как бы поступил этот человек Как бы настоящий мастер каратэ принял то или иное решение в жизни? Ученики не имеют права сдавать экзамен на следующий пояс (кю), не сдав экзамен на предыдущий. На какой бы пояс ни cдавали экзамен ученики, они каждый раз обязаны подтверждать свое умение выполнять технические приемы предыдущих поясов, несмотря на то, что экзамены на них уже были сданы ранее. Поэтому каждый последующий экзамен становится все длиннее и труднее и требует от соискателя все большего упорства и выносливости. В Кёкусинкай каратэ технико-тактические знания передаются по двум направлениям – это, во-первых, так называемая базовая техника (кихон) и ее формальные комплексы (ката), выполнение которых оценивается в технической части квалификационного экзамена, и, во-вторых, спарринговая техника для свободного боя и тактика ее применения. Спарринговая техника представляет собой специально адаптированный вариант базовой техники, позволяющий вести поединок в высоком темпе с обоюдным нанесением ударов противниками в полную силу. Владение техникой и тактикой свободного боя также оценивается на экзамене, но косвенным образом: претендент должен выдержать большое количество двухминутных контактных поединков с разными противниками и при этом избежать нокаута. Например, для сдачи экзамена на 1 кю необходимо провести подряд 30 боев, что занимает один час чистого времени. Претендент, успешно сдавший все тесты, получает сертификат с указанием защищённой степени, запись в будо-паспорте и право носить пояс соответствующего цвета. Существуют минимальные временные интервалы между экзаменами, различающиеся в разных федерациях. Для получения старших степеней эти интервалы больше, чем для получения младших. Как правило, на младшие ученические степени допускается проводить экзамены каждые три месяца. В разных федерациях и школах Кёкусинкай экзаменационные требования на различные степени различаются, часто — значительно, поэтому степени, присвоенные в одной федерации, могут не признаваться в других федерациях. Ученические и мастерские степени присваиваются пожизненно. Лишение степени может быть связано лишь с тяжёлым дисциплинарным проступком. Одним из высших достижений и самым сложным экзаменом в Кёкусинкай считается прохождение теста 100 боёв — хякунин-кумитэ. Единственным россиянином, прошедшим этот тест является Артур Оганесян.
|