Заключённый перестает быть полноправным гражданином.
Предположим, один из заключённых узнаёт от нового сокамерника информацию о готовящемся крупном теракте.

Что ему делать с этой новостью? Сообщить куда следует, или же рассудить так: "Они меня заперли в клетку, урезали в правах, так пусть теперь получают, гады! Надеюсь, погибнет побольше невинных детишек!.."
Крыса это стопроцентный не раскаившийся преступник - против таких нужно свидетельствовать и совесть не будет никого мучать.
А если преступник раскаялся, то его уже и не нужно наказывать?.. Никакой ответственности за свои поступки он нести не должен?
И как определить, что раскаяние искреннее?.. Конечно, почти все мнят себя великими психологами, но таких людей как раз проще всего водить за нос.
Наказание не всегда соответсвует преступлению. Например в 34-ом за 5 колосков сажали на несколько лет.А несчатные куркули, которые припрятывали чесно нажитое добро, - на них тоже стучать надо?
Справедливости ради надо сказать, что далеко не всегда их добро было нажито честно.
А про такие вырожденные случаи я уже говорил выше: если вся вина человека заключается в том, что он еврей, или там колоски поштучно ворует с поля, чтобы ноги не протянуть с голоду - на таких людей доносить, конечно, не нужно.
Однако в реальности редко кто ограничивается пятью колосками, если можно украсть больше, а наказание в любом случае одинаково.

И где же проходит грань, после которой человек превращается в расхитителя государственной собственности, на которого не грех донести?.. Килограмм пшеницы? Десять килограмм? Тонна? Несколько тонн? Сколько партий пшеницы человек должен продать налево, чтобы на него стало можно донести?

Или, может, разворовывать народное имущество можно в любых количествах?..
Вообще-то под своими я подразумеваю ВСЕХ живущих по понятиям, а не только друзей, соседей и т.д.
Живущих по понятиям?

Интересные у тебя друзья и соседи.
Хочу сказать ещё одну вещь. Когда человек знает о преступлении, но решает не доносить на преступника, тем самым он единолично выступает в качестве следственной комиссии, экспертов, судьи, адвоката и всех присяжных.
Фактически, это натуральный самосуд, только выносится не обвинительный, а оправдательный приговор.

Вам не кажется, что человек многовато на себя берёт, когда взваливает на себя функции всех этих специалистов сразу?..